logik_logik (logik_logik) wrote,
logik_logik
logik_logik

Как живут маячники на краю земли

[Spoiler (click to open)]Оригинал взят у oksa_sun в Как живут маячники на краю земли
Деревянные бараки, ржавые бочки, одиночество на сотни километров, серая печаль на небе, хоть и лето. Ветер нещадно сдувает. Радость - услышать голос в радиоэфире, когда передаешь сводку погоды.
Согласитесь, похоже на кадры из фильма "Как я провел этим летом".  Но это не фильм, это реальность, которая была вокруг меня. Дошли мы до маяка Чибуйный, что на необитаемом острове Шумшу. Дошли пешком по колеям, временами припадая в моховые кочки и собирая шикшу прямо губами. Маяки для меня, как и для любого, кто ходил морем ночью, всегда горячо любимы. Благодаря им суда доходят до места назначения, а завидя вдали проблески, посчитав их с секундомером, штурман бодрым голосом сообщает экипажу, что скоро порт. И команда радуется прибытию к ожидаемой земле. Маяк - святое место и светлое. Обычно мы видим только их сигнал, но вот откуда он подается, кто его обслуживает  - редко кто интересуется. Тем более, что многие маяки сейчас работают в автоматическмо режиме. Изредка специальныая бригада приезжает, чтобы сделать работы по технической части или исправить поломку. И маяк опять остается одинок.

Но на северном курильском острове вокруг маяка копошится жизнь.


Завидев похожие на обитаемые строения мы прибавили шагу. И так уже были в пути несколько часов. Не столько устали, сколько хотелось разнообразить уже серо-зеленый пейзаж.
За бараками, стоящими у подножья маяка мы увидели такую картину.



Утро после катастрофы. Иначе сложно описать эту картину. И действительно за несколько недель до нашего прибытия налетел шторм и сорвал ветхую крышу с дизельной подстанции. Стройматериалы с Большой Земли заказали, морем их уже доставили, но... Доставили к причалу. А от причала до маяка с десяток километров будет. Как везти? Конечно же на острове есть и дороги и внедорожники. Парк весьма большой, но не на ходу.



Еще парочка "козлов" - да и с теми беда приключилась. Уже несколько дней ремонтируют.



Остался "джип" начальника смены  - вот к нему и варят телегу, чтобы стройматериалы погрузить. Сварщиков вызвали с Большой земли специально, потому что других вариантов просто нет. Не на своем же горбу тащить доски.




Русский мужик со вспомогательными экспрессивными словами здесь сделает транспортное средство из настоящего хлама. И оно поедет. Не захочет - заставят. Потому что надо, чтобы ехало.Других вариантов нет. Север все же , хоть и не Арктика. Но Курильские острова с их уровнем жиизни иклиматом приравнены к северным районам со всей вытекающей из ржавых ведер социалкой.

На маяк мы попали в пересменок. Еще пару дней здесь будут жить шестеро суровых мужиков, а потом на сезон до весны останутся трое или даже двое. И будут они с медведями коротать зимние вечера, сдирать в кровь пальцы,  ремонтируя издохший в очередной раз генератор, дышать солярой и ходить в баню с ружьем. Иначе можно стать обедом. Но при этом чистый воздух, свободу для мыслей и много личного времени никто не отменял. Ну и что, что нет связи. МТС чуть-чуть добивает с соседнего парамушира. Правда, лучше все же забраться на маяк - и оттуда уже звонить или отправлять сообщения.

Заодно любоваться суровым и романтичным видом окрестностей. Ну где же еще такую красоту увидишь?

Пейзажи для настоящих суровых мужчин. Другой такого просто не выдержит. Грусть, тоска, печаль или все же бодрость, стойкость и выдержка. Что дает курильская природа?

Даже чтобы получить консервы, хлеб, самые простые продукты нужно быть настоящим мужиком, а не барышней кисейной. Видите справа на фотографии узенькую лесенку?

Это не лесенка, а конструкция с тросами, с помощью которой на добрую сотню метров с воды из небольшого баркаса поднимают ящики с питанием. И никакого тебе электромотора - все руками с помощью системы роликов и блоков.



Сам маяк мне стало как-то жалко. Да, он мужественный, гордый такой. Стоит настолько далеко от многих из вас, дорогие читатели. Даже помыслить сложно насколько. И добраться к нему тоже сложно. И служит маяк судам исправно. Вот только какой ценой? Единственное, что в нем новое - лампа с системой отражающих зеркал, и проводка. Все остальное держится при помощи какой-то там матери.

Подъем на маяк с разрешения начальника следующей смены дался сотнями нервных клеток и выбросом андреналина. Переломать ноги очень не хотелось, но остаться без кадров сверху не хотелось все же больше. Страх был засунут в непромокаемые штаны и восхождение по насквозь проржавевшим лестницам свершилось. Родная винтовая лестница рухнула первыми ступенями под легкой поступью начальника маяка. Пришлось карабкаться по вспомогательным ржавым ужасам. В трезвом уме вряд ли бы я туда отправилась. Но "хозяин" маяка уверил, что все пройдет хорошо. Это уже потом выяснилось, что он и сам толком не знал состояния лестниц.



Маяк находится в ведомстве военных. Они же привозят маячникам продукты. Они же и выделяют средства на содержание маяка и зарплаты бригаде. Но то ли климат здесь и правда жесткий, то ли что-то другое. Но даже покрашенный-поштукатуренный снаружи маяк производится впечатление интеллигентного и гордого нищего.



Бесспорно, стоять на мысу под сильными ветрами и штормами - подвиг. Я бы так не смогла. Честно. А он стоит. И народ живет здесь. Суровый, правда, стало быть народ. Но гостеприимный. Пока мы знакомимся с маяком внизу для нас ставят чайник.



А я не могу отказаться от фотосессии. И пусть ветер почти раздувает щеки, превращая меня в хомяка, все равно сбрасываю куртку и позирую.



И следующим шагом становится подъем на саму маячную лампу. И вот здесь я чуть не стала настоящей чайкой или альбатросом. Всего чуть больше двух метров - а ветер уже хочет првратить тебя в пернатого.



Запасная лампа ждет своего часа. Безопасность в море прежде всего. Поэтому все системы должны дублироваться. Хотя, если честно, я так и не смогла понять, силами какого невероятного волшебства работает маяк Чибуйный.



Для бытовых нужд присопосблен старенький БТР.



Кузов покрывает.... Правильно. Сорванная штормом часть крыши. И что удивительно - машина на ходу. Но много соляры жрет.

Имеет весьма грозный вид. Всякий чужеземец с недобрыми мыслями если сунется к маяку, увидит такую технику - в ужасе сиганет в океан. Решит, что попал во временную петлю.









Честно. Не знаю КАК на нем ездили военные. Не понимаю КАК на нем сейчас передвигаются здесь. Эта адова машина готова же тебя заживо сварить, оглушить и лишить разума.

Однако, в заведенном состоянии я её не застала. Но вот в дизель-генераторную зашла. Там что-то очень похоже на ад. Крутится, срежечет, воняет, дымится... Не иначе как грешников жарят.



Это сердце маяка. Без дизеля не будет электричества, не загорится в темный час маяк, погибнут суда. Даже не столько из-за медведй здесь нервничать приходится, сколько из-за того, что вдруг внезапно откажет генератор. Есть второй, но вдруг и с тем что-то случится... И тогда придет тьма!

Но суровые мужчины уверены, что они разберут-переберут-восстановят генератор, чтобы с ним не случилось. Конечно, стоит восхищаться этими добровольными отшельниками, которые на целый год поселяются здесь в одиночестве.

Нехитрый быт, собаки, чтобы предупреждать о медведях, ноутбук, чтобы смотреть фильмы и радиостанция для связи с миром.









Тщетно пытались связаться с соседними маяками - но в эфире только помехи. Попробуют включиться в следующий сеанс связи.

А мы сели пить чай со сгущенкой. В честь гостей для нас даже открыли банку с сыром. Здест все в консервах - даже сыр.



Сколько получает в месяц маячник за такое заточение? 50 000 рублей. Военные обеспечивают его едой и сухарями на всю зиму. Сами заготавливают грибы-ягоды, благо на острове их тьма. Условия, конечно, не санаторий. Но в жить можно, Баня раз в неделю всегда. Да и туалет в самом бараке находится. Работа не пыльная - знай только следи за работоспособностью всех устройств, ремонтируй их, если что. Ну и сводки погоды передавай несколько раз в сутки.

Образования высшего у маячников нет. Зачем оно здесь? Здесь важны умелые руки, изворотливый и хитрый мозг, чтобы из хлама сделать рабочее устройство. Умение охотиться пригодится. Олени приходят сюда, медведи приплывают. И пусть местные ходят в драных носках, засаленных штанах и телогрейках, но такая жизнь для них имеет смысл. Поработать так несколько пару лет - и на квартирку на Камчатке какую-никакую можно накопить. Расходов же никаких. А там жилье будет - девушку найти не проблема. Семью создать, детей родить. Вот о чем мечтает 27-летний начальник маяка.

Примеряю на себя должность маячника. Хотела бы я жить вдали от социума? Да пожалуй не отказалась. Времени свободного много, книгу бы написала. Интернета вот только почти нет. Ну и ничего. Зато не просто так бы щи ела. Суда бы успешно доходили до порта, видя в ночи мигающий свет с края Земли.
Но не готова. Не готова я жить в Таких условиях. Слишком сурово для меня. Слишком. Пусть лучше  мужчины зажигают каждый вечер маяк на далеком мысу.



Subscribe
promo logik_logik march 15, 2020 17:37 267
Buy for 20 tokens
Всем день добрый! Мне надоел бездушный, душный ГОРОД. Мне давит грудь тройной стеклопакет. Уехать бы с палаткой на природу, но чтоб санузел был и ИНТЕРНЕТ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments