logik_logik (logik_logik) wrote,
logik_logik
logik_logik

Страна ОЗ / Василий Сигарев

[Spoiler (click to open)]Оригинал взят у pol_ned в <font size="+1"><b>Страна ОЗ / Василий Сигарев / 2015</b></font>

Сильнее, чем современные российские новогодние комедии я ненавижу только комедии рождественские, потому что если в первом случае еще возможны некие фривольности, оживляющие приторный маразм происходящего, то во втором даже им места нет, ибо «дух света и добра», елея и пафоса... А впрочем, хрен редьки не слаще и если мне случается хотя бы фрагментарно увидеть нечто подобное на экране, в голове пульсирует всегда приблизительно одна и та же мысль – кто эти люди и с какой они планеты? Откуда эти целлулоидные идеальные пары с идеальными детишками, живущие в идеальных домах и почему у них всегда такие идеальные прически? Или другой вариант – кто эти бедные, но такие благородные «прЫнцессы на горошинах» и их «больные матерЯ» и в чьем волшебном чулане они откопали эти псевдо-винтажные наряды, которые якобы носят из экономии «всю свою жизнь»? Идеальные гламурные семьи переживут много приключений и будут громко кричать, а в финале смеяться и обниматься, ну а обладатели винтажных нарядов под конец фильма наверняка обзаведутся возможностью обновить гардероб за счет менее духовных, но не до конца потерянных для света и добра личностей. Впрочем, есть еще вариант новогодней комедии в стиле «так много бухали, что исключительно чудом не пропустили Новый год!», а уж кто в чем бухал, винтажно или гламурно – от бюджета фильма зависит. Все это глупо и невероятно противно даже в качестве объекта для стеба, да никто и не пытается стебаться, потому что от пустоты оттолкнуться невозможно. И тут пришли они – безумная шобла из «Страны ОЗ».


Когда в 2009 году вышел первый фильм Сигарева «Волчок», я еще ничего не знал о нем в качестве автора театральных пьес, как не знал и о том, что за пьесу «Пластилин» в 2002 году он получил премию «Evening Standart» в номинации «Самый перспективный драматург» из рук Тома Стоппарда. Внимание зацепило другое – ярко выраженный уральский говор персонажей «Волчка» и мощная энергетика исполнительницы главной роли, Яны Трояновой. Шоковый эффект фильма откровенно сбивал с толка и лично у меня вызвал реакцию категорического отрицания – я не хочу этого больше никогда видеть не нужен мне ёжик никакой даже! и не дай бог мне когда-нибудь еще хоть раз в жизни услышать мерзкий голос этой твари Трояновой! И только спустя пару суток неожиданно дошло – это ж было кино, это все не по-настоящему, а Троянова просто актриса, а вовсе не «тварь»! На тот момент не имея ни малейшего представления о том, кто эти двое, не вникая в контекст предыдущих работ Сигарева, почувствовал главное – просто «посмотреть» его кино не получится, его надо «пережить». Гораздо позже мне попалось интервью Сигарева, где он говорит о своем отношении к искусству: «Ничто не должно браться из головы! Только из крови, слез и сердца», а самый главный талант для него – неравнодушие. Стоит ли удивляться, что если попасть на волну автора, придерживающегося таких принципов, действительно остается только одно - пропустить увиденное через себя.

Совершенно фееричное впечатление Василий Сигарев и Яна Троянова произвели на меня в «Закрытом показе» Гордона и «Школе злословия». Когда смотрел «Закрытый показ», уже знал, что Троянова не только любимая актриса, но и жена режиссера, но именно там впервые увидел их вместе: было крайне интересно наблюдать на сколько сильно бывает закрыт Сигарев и на сколько рьяно готова Троянова отстаивать его идеи и все это на фоне снобистской улыбки Гордона, в которой явно читалось, что удачная роль актрисы не более чем продолжение натуры исполнителя. В «Школе злословия» все было совсем наоборот: паре были рады, молчаливый Сигарев разговорился и произнес несколько кодовых слов, подаривших мне ключ к пониманию его восприятия реальности – Стивен Кинг, повесть «Тело» (в 1986 году Роб Райнер экранизировал эту повесть, в одной из главных ролей снялся Ривер Феникс). Забавно было видеть лицо Дуни Смирновой, услышавшей, что отправной точкой для судьбоносной пьесы «Пластилин» стал Стивен Кинг, а не Антон Павлович Чехов, к примеру, но главное не это: «Тело» относится к числу достаточно малоизвестных произведений Кинга, но в то же время и к числу лучших. Когда-то давно, еще подростком, я постоянно перечитывал эту повесть и мне казалось, что больше ее никто не читал и вот спустя годы слышу, что где-то там на Урале еще один мальчик сходил по ней с ума, в результате чего написал пьесу о «жестоком отрочестве», поместив в сердцевину «ощущение Стивена Кинга в детстве». Все стало понятнее: жестокая сентиментальность, подростковая ранимость, отношение к смерти. Сигарев из тех, кто сохранил сердце ребенка в теле взрослого человека, видит всю грязь мира, но верит в гуманизм.



Верят ли в гуманизм режиссера зрители, после того как он снял драму «Жить» - это вопрос, конечно. Кто-то назвал фильм не только невыносимо жестоким, но и просто вредным для психики. Он действительно страшный, но похож на лекарство, которое «строго по рецепту врача». По настроению «Жить» схож с первой частью «Декалога» Кеслевского с его томительным предчувствием надвигающейся трагедии и последующим погружением в бездны экзистенциального ужаса от столкновения с самым страшным – смертью близких людей. Страшным фильм делает не столько тема, сколько манера подачи: полыхающий ужас погружен в бездушную повседневность, когда рухнул только твой мир, а остальной как существовал, так и продолжает существовать и ты словно оказываешься вынесен за его скобки, находясь в том пограничном существовании, когда мертвые тебе ближе, чем живые, но на деле ты ни с теми и не с другими. Смотреть такой фильм тем, кто не терял близких – почти бессмысленно, они воспримут его как чернуху. Смотреть его тем, с кем это произошло совсем недавно – опасно. Но для него есть «свое время» - когда боль начинает отступать и появляется возможность отрефлексировать произошедшее. «Жить» имеет мощный психотерапевтический эффект – тебя словно берут за руку, проводят через 7 кругов ада, а потом говорят: «Живи дальше, это возможно». И веришь. А главное – тебе не пытаются впарить религиозные постулаты как панацею от всех проблем, что и не удивительно – Сигарев никогда не скрывал своего скептического отношения к институту церкви, что опять же основано на глубоко личном опыте.


И вдруг «Страна ОЗ» - комедия. Вообще-то, случались в нашем кино подобные претенденты и раньше: мало кто из массового зрителя знает, что до «Особенностей национальной охоты» и всем последующим, наш «главный комедиограф 90-х» Александр Рогожкин снял такие маниакально-депрессивные фильмы, которые теперь совсем уж редко решаются показывать и то глубоко за полночь и в купированном варианте. Но Сигарев остался верен себе и его комедия совсем не является разворотом на 180 градусов – это все та же социальная среда, по-прежнему отказ помещать действие в Москву (но если в предыдущих фильмах действие происходит в условных провинциальных городках, то в последнем четко обозначено – родной для Сигарева и Трояновой Ёбург!), ненормативная лексика и критический реализм. Только все это в гротескном ключе и сквозь призму очень черного юмора. «Страна ОЗ» - не новогодняя история, это история, действие которой происходит в новогодние праздники, время концентрированного безумия, когда возможно все.

Но есть и новшества для Сигарева: впервые в качестве основы он берет не только собственные идеи, но и обращается к рассказам своего друга, уральского писателя Андрея Ильенкова, дебютировавшего здесь и в качестве актера. А еще впервые в его фильме снимаются звезды, присутствие которых объясняется желанием режиссера дать возможность зрителю дистанцироваться от происходящего, а не смотреть в упор на ту реальность, которая ему и так слишком хорошо знакома. С актерами, кстати, забавно вышло: некоторые отказались от съемок, испугавшись слишком брутального сценария, некоторые, наоборот, согласились не глядя как раз потому что слишком хорошо понимают кто такой Сигарев. Та же Юлия Снегирь появляется в крохотной роли, проехавшей танком по ее имиджу гламурной красотки, причем на съемки к Сигареву актриса едва ли не инкогнито приезжала в момент съемок в помпезном сериале о Екатерине Великой и посмотрев «Страну ОЗ» проникаешься к ней уважением – могла ведь с ужасом развернуться и ломая каблуки бежать в свой сериал. Уверен, с точки зрения среднестатистического зрителя то, что она там делает – абсолютное безумие. Зато веселое!

Имя Гоши Куценко могло бы навести на подозрения, ведь именно он снимался в пресловутых «Ёлках», антиподом которых является «Страна ОЗ», но в итоге его случайное появление в фильме оказалось большой удачей, подтверждающей тот факт, что хороший актер слишком много успел посниматься в плохом кино, но талант и харизму просто так не разбазаришь.

Отдельной строкой о Яне Трояновой: во всех интервью она говорит, что роль в «Стране ОЗ» была на сопротивление и не зная ее предыдущих ролей у того же Сигарева или в «Кококо» Смирновой, можно было бы удивиться – а чему там сопротивляться? Но это если не знать! Представить, что Троянова, актриса с бешеной энергетикой и бушующим темпераментом способна сыграть «отмороженную» провинциалку в большом городе, которая никогда не знает как ей реагировать и поэтому не реагирует вообще никак ни на что (за редким исключением и эти исключения – самое комичное, что есть в ее роли) было бы куда сложнее, чем то, что Сигарев снимет комедию, пусть и очень черную. Однако, Трояновой удалось изобразить не только тормознутость девушки из самой что ни на есть жопы мира под названием Малые Ляли, но и ее чистоту и достоинство, которые в итоге и становятся залогом веры в тот особый финал, который венчает «Страну ОЗ».
«И мне воскреснуть надо, и мне воскреснуть надо, но лень…».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo logik_logik march 15, 2020 17:37 267
Buy for 20 tokens
Всем день добрый! Мне надоел бездушный, душный ГОРОД. Мне давит грудь тройной стеклопакет. Уехать бы с палаткой на природу, но чтоб санузел был и ИНТЕРНЕТ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments