logik_logik (logik_logik) wrote,
logik_logik
logik_logik

Леонид Гайдай. Режиссёр и фронтовик.

[Spoiler (click to open)]Оригинал взят у amarok_man в Леонид Гайдай. Режиссёр и фронтовик.

Леонид Гайдай появился на свет 30 января 1923 в Амурской области в городе Свободный. Отец его – Иов Исидорович Гайдай – являлся уроженцем Полтавщины. Он вырос в крестьянской семье, имел всего три класса образования и трудился с одиннадцати лет. История семьи будущего знаменитого режиссёра довольна необычна. Отец Леонида в молодости  получил каторжный срок за распространение революционных прокламаций.


Родился отец Леонида-Иов Исидорович Гайдай 18 мая 1886 года 120 лет назад — в хуторе Ореховщина бывшей Полтавской губернии. В тех краях, что и Гоголь. В 1908 году в возрасте 22 лет был осужден на каторжные работы сроком в 6 лет 8 месяцев Кременчугским судом. Об этом Иов Гайдай собственноручно пишет в автобиографии 1939 года. Родился будущий каторжанин в семье потомственных крепостных крестьян. "Благополучие" семейства Гайдаев зиждилось на полутора десятинах земли. Маленький Иов работал на свекловичных плантациях с 11 лет. И образование у него было трехклассное. С 1900-го по 1906-й он вкалывает на мукомольных мельницах в хуторе Ореховщина и городе Миргороде. Любит читать. С заработков откладывает деньги для покупки книг. С годами эта страсть к знаниям выльется в книгособирательство. Личные библиотеки потом появятся и у его сыновей: старшего, Александра Гайдая, и младшего —Леонида Гайдая. Но это будет потом.

Общественную жизнь России штормит: первая русская революция 1905 года. Потомственный батрак Иов Гайдай живо интересуется политикой и читает прокламации. Лозунги типа "А паразиты — никогда...", естественно, будоражат сознание тех, кто был ничем, ишачил на тех, кто был всем. Увлекся тогда идеей справедливого возмездия, судя по всему, и Иов Гайдай. На сегодня история ареста Иова Исидоровича Гайдая осенью 1906 года темна и малоизвестна. По одной версии, попал он под суд случайно. У него обнаружили прокламации, и его дело приобщили к делу изрядно наломавшей дров эсеровской партии.
Вот строки из автобиографии: "В 1906 году в сентябре-месяце был арестован по делу Лубненской организации С.Р. (экспроприация денежных средств у крупного свеклопромышленника Богданова на дело революции). После скитания по тюрьмам: Лубны, Хорол, Кременчуг, Полтавы, Москвы — Бутырская тюрьма... был послан на работы по постройке Амурской жел. дороги, работал во второй команде — арестованных..." Как и полагалось каторжанину, передвигался Иов Гайдай по этапу в Сибирь в кандалах, закрепленных на ногах. Спустя годы, в старости, Иов Исидорович будет плохо ходить во многом по этой причине. Иногда он будет рассказывать домашним о злоключениях, выпавших на его долю в молодости. Без озлобления и без прикрас будет рассказывать.

Не дадите поросенка - будет Иовом
Всем близким и дальним Иов Исидорович запомнится, как человек обстоятельный, справедливый и в известном смысле тихий: ничего общего с расхожим образом неистового бунтаря-революционера. Всю жизнь вольно или невольно Иов Гайдай будет носителем философии своего библейского тезки. Такова была его натура. А история крещения маленького Иова Гайдая, сына Исидора, похожа на анекдот. Поп, к которому принесли мальчика для обряда, оказался жадным (сегодня бы сказали — взяточником). Заявил с порога служитель Христа родителям-беднякам следующее: "Дадите поросенка — запишу Гришкой, не дадите — будет Иовом". Поросенка крепостным добыть было неоткуда — вот и пришлось с легкой руки мздоимца-попа записать малыша мучеником. Эту историю рассказывал своим знакомым и друзьям старший сын И.И.Гайдая — иркутянин Александр Гайдай.
Закончилась каторга для Иова Гайдая в апреле 1913 года. Ему тогда исполнилось 27 лет. Он поселился в Амурской области. Уже в мае этого же года он работает на постройке Амурской железной дороги. Начинает с должности старшего рабочего. В 1918 году Гайдай поступает в управление Амурской железной дороги. На Дальнем Востоке, в городе Свободном, он становится свидетелем Гражданской войны и интервенции. В 1923 году железнодорожник Гайдай с женой и тремя детьми — Александром, Августой и совсем маленьким Леонидом (он родился несколько месяцев назад) — переезжает в Читу. Его направляют в Читинское управление железной дороги. Здесь Иов Гайдай задерживается с семьей на целых 7 лет — до марта 1931 года... Бог, говорят, троицу любит. Ровно столько детей он и посылает Иову Гайдаю — в утешение, можно сказать. Но дети с неба не слетают. Родила двух сыновей и дочь каторжнику с Украины рязанская женщина Мария Ивановна Любимова (после замужества она возьмет фамилию супруга).
В 17 часов по иркутскому времени
22 июня 1941 года становится известно о начале войны с немцами. Вот как в письме к брату из Москвы в Иркутск от 11 января 1983 года об этом вспоминает Леонид Гайдай: "... 20 июня 1941 года в 42 ж. д. (школе. — В.Г.) был выпускной бал. Нам вручили аттестаты об окончании школы. А 22 июня, как известно, война... Мы узнаем о ней в 17 часов по иркутскому времени. Как раз в это время я с папой сажал тополя перед домом (вдоль забора, который смотрит на улицу сбоку). Почему-то в это время нам (я имею в виду нашей школе) было очень весело, каждый хотел быстрее попасть в армию, отправиться на фронт воевать с фашистами. Многих постепенно призывали. ...Я, зная, что обязательно буду призван, в сентябре 1941 г. поступил на работу в Иркутский облдрамтеатр рабочим сцены. Моя трудовая книжка, которая сейчас на "Мосфильме", датирована сентябрем 1941 г. Так что мой трудовой стаж — 2 года. Вскоре в Иркутск был эвакуирован московский Театр сатиры, а иркутский театр уехал работать в Черемхово. Я был оставлен в Т-ре сатиры. Работал — ставил декорации, открывал и закрывал занавес... Почти все спектакли выучил наизусть (я имею в виду текст). Познакомился с такими замечательными актерами, как В.Я.Хенкин, П.Н.Коль, Н.И.Слонова, А.И.Любезнов, Е.Я.Милютина и др. Некоторым из них — бегал за водкой... 7-го февраля 1942 г. наконец был призван в армию. Запомнился эпизод: нас уже погрузили в теплушки, вечер... и вдруг я слышу: "Леня!" Выглянул и увидел маму с узелочком. Как она меня нашла — уму непостижимо... Принесла свежеиспеченных пирожков..." Занимался поначалу Леонид Гайдай тем, что объезжал диких лошадей из Монголии. Затем окончил полковое училище, стал сержантом и был назначен командиром отделения. Вот еще один отрывок из того же письма брату: "Я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я "поставленным голосом" подавал команды. Бывало, устраивался такой спектакль. В выходной день, когда все отдыхали в казарме (а казарма была огромная, вмещала два эскадрона — целый дивизион), а я был дежурным по дивизиону, мне один из дневальных сообщает, что идет командир полка. Я специально уходил подальше от входных дверей и ждал. Вскоре раздавался крик дневального: "Дежурный к выходу!" Я, придерживая шашку (ее полагалось носить только дежурному), стремглав бросался к выходу. Увидев командира, я на всю казарму орал: "Дивизио-он, встать! Смирно!" Грохот встающих и... тишина. Строевым подхожу к командиру и четко докладываю. Командир не торопится отдавать команду "вольно", медленно идет по проходу, образованному двухэтажными нарами, вглядывается в стоящих по стойке смирно красноармейцев... Только наши шаги. Пройдет командир этак метров 30, а потом тихо скажет мне: "Вольно". Тут я благим матом (хотя тишина) орал: "Вольно-о-о!" Снова шум, говор... Начальству нравилось. Активно участвовал в самодеятельности..."

. Подобно другим своим сверстникам Гайдай страстно желал оказаться на фронте. Хорошо известна история о том, как на все вопросы офицера, приехавшего отбирать пополнение в действующую армию, Леонид Иович отвечал «Я». Состоялся примерно такой диалог, легший спустя много лет в основу известного эпизода из фильма «Операция «Ы»: «Кто в кавалерию?» «Я», «В артиллерию?» «Я», «В разведку?» «Я», «Во флот?» «Я». В итоге Гайдая отправили на Калининский фронт. Позже он сообщал: «Когда я узнал о Калининском фронте, то решил, что нас непременно повезут через столицу. Тогда я очень хотел увидеть Москву. И нас действительно провезли через город, однако пересекли его мы ночью в метро под землей. Поезд с солдатами не останавливался ни на одной станции, и Москвы в тот раз я так и не увидел».

Из-за прекрасного знания немецкого языка Леонид Иович был определен в разведку. В составе своего взвода он неоднократно бывал во вражеском тылу, захватывал языка и был удостоен нескольких наград. В декабре 1942 в боях за село Енкино он забросал гранатами огневую точку противника, уничтожив трёх немцев.

В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, получив тяжелейшее ранение ноги. Около года провел в госпиталях, перенес 5 операций. Ему угрожала ампутация, но он от нее категорически отказался. "Одноногих актеров не бывает" - сказал он. Последствия этого ранения преследовали его всю жизнь. Время от времени рана открывалась, выходили осколки, воспалялась кость и эти мучения длились годами. Он был инвалидом, хотя никогда никому не говорил об этом. Посторонние об этом не только не знали, но и не догадывались, потому что Леонид Иович терпеть не мог показывать свои болезни или недомогания. У него был настоящий мужской характер.

Семья Гайдаев. В первом ряду - Мария Ивановна, Иов Исидорович; во втором - Леонид, Августа, Александр. Начало 60-х годов.

источники: http://novorossy.ru/history-lessons/pomnit-aktery-frontoviki

http://baikal-info.ru/kopeika/2006/20/006001.html

http://vegchel.ru/index.php?newsid=13330&utm_source=feedburner&utm_medium=twitter&utm_campaign=Feed%3A+vegchelru+%28%D0%92%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8+%23%D0%92%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B8+%23%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%29

После ранения Леонид Гайдай приехал в родной Иркутск на костылях. Но быть инвалидом не собирался. Уже в феврале 1944 г. Леонид Гайдай принят в театральную студию при Иркутском облдрамтеатре. В августе 1947 г. он ее заканчивает. И далее начинается его творческая судьба, как актёра и знаменитого режиссёра !

............................................................................................................................................

О Гайдае и курьёзах на съёмках его фильмов существует много актёрских баек:

"Леонид Гайдай. Актерские байки"

"...БЕЗ ГРИМА

На роль Балбеса в фильме Пес Барбос и необычайный кросс был утвержден Сергей Филиппов, но к началу съемок он находился на гастролях, а потому ассистенты стали подыскивать других претендентов. Искали также и двух других актеров. Когда на студию пришел Юрий Никулин, Гайдай сказал:-"Все, Балбес у нас есть. Не надо никаких проб."

Что касается грима, то :-"Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще."

ПРИДУМКИ ИЗ КОРЗИНЫ
Многие придумки Гайдая были выброшены в корзину, во-первых, по соображениям цензурным, а во-вторых, ради ритма, ради цельности произведения.

К примеру, Пес Барбос и необычайный кросс должен был начинаться так: к высокому сплошному забору подбегает Балбес, пишет мелом громадную букву X, затем к нему присоединяется Бывалый, выхватывает из рук Балбеса мел и пишет следующую букву У и передает мел Трусу. В этот миг слышится трель милицейского свистка. Трус быстренько дописывает мелкими буквами дожественный фильм, и тройка срывается с места.

Но, посовещавшись, решили, что такое начало сочтут пошлым, и благоразумно отказались от него.


Был также выброшен эпизод, когда, убегая от собаки с динамитом, тройка несется мимо бабушки, которая сидит на опушке и держит корзину яиц. Все трое перескакивают через эту корзину, а затем Никулин, как бы одумавшись, возвращается и, подпрыгнув, попадает точнехонько в корзину. Сцена в общем-то соответствовала стилистике фильма, но было непонятно, что делала старушка с корзиной яиц на опушке леса.

В фильме Бриллиантовая рука Нонна Мордюкова, обращаясь к жене Семена Семеновича Горбункова, произносила такую фразу:-"Я не удивлюсь, если узнаю, что ваш муж ходит в синагогу", но фразу эту Гайдай убрал, опасаясь обвинения в антисемитизме."


ВСТРЕЧА С МЕДВЕДЕМ
Гайдай был очень храбрым человеком, и, может быть, по этой причине, его не трогали ни злые собаки, ни дикие звери, чувствуя в нем смелость и спокойствие. После окончания съемок Бриллиантовой руки вся группа отправилась в ресторан Медвежий угол. Там, прямо в зале, в углу стояла большая клетка, в которой ради экзотики и привлечения посетителей содержался громадный бурый медведь. Леонид Гайдай взял на кухне буханку хлеба, открыл железную дверь и вошел в клетку. Медведь страшно взревел от такой наглости, встал на задние лапы и пошел на Гайдая. Все обомлели от ужаса. Гайдай же спокойно разломил буханку и сунул зверю в пасть:-"На, Мишка, жри!"

Тот, как ни удивительно, съел хлеб и потянулся за второй половиной. Скормив ему буханку, Гайдай потрепал зверя по холке и благополучно выбрался из клетки


ЗА ЛУКОМ
Жена Гайдая Нина Гребешкова рассказывает один случай, который очень точно характеризует популярного режиссера. Однажды в Москве пропал из магазинов лук. И вот она видит, что на улице торгуют луком с машины, но стоит огромная очередь. А Гайдай имел книжку инвалида войны. Жена бегом домой:
Леня, там гигантская очередь! Пожалуйста, сходи, купи хотя бы килограмм.
Гайдай отправился за луком и пропал на несколько часов. Вернулся с килограммом лука. Оказывается, он все это время отстоял в очереди, поскольку стеснялся воспользоваться удостоверением.
"...Почему всего один килограмм, ведь давали по три?"-спросила Гребешкова.
"...Но ты же велела один килограмм!"-ответил Гайдай...


УМЕЛЫЕ РУКИ
По свидетельству жены, когда у Гайдая на столе перегорала лампочка, он мог сказать:
Слушай, Нинок, сделай что-нибудь, там у тебя лампочка перегорела!
Когда что-нибудь случалась с машиной, говорил:
Нинок, по-моему у тебя там что-то капает.
Где. что капает?
Ну не знаю, отвечал он. Я посмотрел, а там внизу что-то мокрое.

У ВАС УС ОТКЛЕИЛСЯ
У Гайдая был дар работы со словом, что встречается у режиссеров не так часто. Он варьировал выражения и интонации, пока не добивался такого звучания фразы, что она становилась заразительной и ее подхватывали все, кто слышал. Так, сразу же после выхода на экран фильмов Гайдая разошлись многие реплики: Сядем усе, Клиент готов, Наши люди на такси в булочную не ездят, У вас ус отклеился, Не виноватая я... и т.п. Актеры вспоминают, что фильм Кавказская пленница еще находился в стадии съемок, а уже повсюду повторяли вслед за В. Этушем: Шляпу сними. Подсобные рабочие ходили и бормотали друг другу при встрече: Бамбарбия! Кергуду!
Если рабочие смеются, значит, будет смеяться вся страна! говорил Гайдай и был абсолютно прав

ИСКУССТВО СОБЛАЗНЕНИЯ
В фильм Операция Ы" и другие приключения Шурика Леонид Гайдай пригласил юную актрису Наталью Селезневу. Нужно было как-то добиться того, чтобы в новелле Наваждение, где они с Шуриком готовятся к экзамену по физике, она естественно и без стеснения разделась перед камерой до купальника. Нужно отметить, что в то время подобные сцены для режиссеров и актрис были весьма проблематичны. Леонид Гайдай нашел ловкий ход. Он сказал, что в кадре актрисе нужно будет раздеться...
Но у вас, возможно, не очень хорошая фигура, как бы засомневавшись, добавил он.
Как это не очень хорошая! возмутилась Селезнева и одним движением скинула с себя платье.
После этого актрисе было уже гораздо проще и легче сниматься в этом эпизоде.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК
Снятый Гайдаем в самом начале его режиссерской деятельности фильм Деловые люди (по новеллам ОГенри) был успешным. В нем было много режиссерских находок. Одно время Гайдай чуть ли не помешался на звуках: ходил, стучал по всяким предметам и прислушивался. Когда в Деловых людях похищенного паренька трясут за ноги, раздается металлический звон. На вопрос, зачем он это сделал, Гайдай пожимал плечами:
Не знаю. Нравится, и все... А зачем критики что-нибудь придумают...
И действительно, один кинокритик написал, что металлический звон монет говорит о том, что мальчик является для жуликов, его похитивших, символом денежного мешка.

ШИРОТА КРУГОЗОРА
Жена Гайдая рассказывает такой случай. Ехали они вдвоем в метро, и вдруг Гайдай, который был на голову выше других пассажиров, подтолкнул ее плечом и сказал:
Ты погляди, какая красивая женщина! Классическая красота!..
Да где, не вижу, стала оглядываться Гребешкова.
У выхода, уже выходит из вагона, показал Гайдай.
Да не вижу я!
Как же это ты не видишь? удивился Гайдай, а потом присел так, что голова его оказалась на уровне головы жены и, поглядев по сторонам, сокрушенно заметил:
Да ты же с таким ростом ничего не видишь! Как же ты так живешь?

ГЕНИАЛЬНЫЙ ПЕС
У Гайдая была собака Рича существо очень понятливое и умное. Хозяин научил ее многим штучкам.
Она могла, например, приносить по команде тапочки и газету. Причем, из стопки газет брала только верхнюю. Если он посылал ее за газетой еще раз, Рича снова брала из стопки верхнюю.

Гайдай частенько разыгрывал гостей, демонстрируя феноменальные способности своей собаки. Например, он заявлял, что собака его умеет читать, по крайней мере способна отличить газету Советская Россия от Советской культуры, а Советский спорт от Комсомолки...
Сидя с гостем в комнате, он говорил, к примеру, так:
Вы знаете, в сегодняшней Советской культуре, если я не ошибаюсь, статья про меня. Эй, Рича, принеси-ка мне Советскую культуру.
Собака шла в спальню, брала из стопки верхнюю газету и приносила.

Нет, говорил Гайдай, бегло просматривая газету. Это не здесь. А принеси-ка мне, Рича, Советскую Россию, просил он, зная, что теперь сверху лежит именно эта газета.

Собака шла в спальню и, к изумлению гостя, приносила названное хозяином издание. Но и здесь нужной статьи не оказывалось. И тогда Гайдай посылал собаку за Комсомолкой. В конце концов собака приносила подряд все восемь газет, которые выписывал Гайдай, а гость к этому времени уже полностью терял дар речи.

@

материал взят с блога : http://tiina.livejournal.com/6756865.html



Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo logik_logik march 15, 2020 17:37 267
Buy for 20 tokens
Всем день добрый! Мне надоел бездушный, душный ГОРОД. Мне давит грудь тройной стеклопакет. Уехать бы с палаткой на природу, но чтоб санузел был и ИНТЕРНЕТ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments