logik_logik (logik_logik) wrote,
logik_logik
logik_logik

Похождения епископа Ахаталлы.

Похождения епископа Ахаталлы.
Coonan-Kurishu1.jpg
Ахаталла (Ahatallah) (1590 – 1655) – ассирийский церковный деятель в основном известный  своим путешествием в Индию, в ходе которого он утверждал, что является «Патриархом всей Индии и Китая», перед этим он объявлял себя «Патриархом Антиохийским», имеющим посвящение от римского папы. Жизнь этого человека могла бы послужить сюжетом для авантюрного романа, кабы о нём сохранилось больше биографических данных. Его таинственное появление в Индии и столь же таинственное исчезновение вызвало переполох и смуту среди «христиан святого Фомы» и привело в конечном счёте к их неповиновению папскому престолу, португальским колонизаторам и появлению независимой Сиро – Маланкарской Церкви.

Биография.

Подробности биографии Ахаталлы, как было сказано выше покрыты мраком. Ранние исследователи, такие как ливанский ориенталист Джозеф Симон Ассемани и Эдвард Рене Hambye, считали его яковитом – членом Сиро – православной (яковитской) Церкви. Однако последние изыскания историка Джозефа Текедату (Thekedathu), в которых он опирался на документы, хранящиеся в архивах Ватикана и города Гоа, позволили взглянуть на данного персонажа в несколько ином свете.

Итак, Ахаталла родился в 1590 году в сирийском городе Алеппо. Став монахом / священнослужителем Сирийской Яковитской Церкви, был рукоположен в епископа Дамаска. Потом обратился в католицизм (в это самое время папский престол предпринимал значительные усилия с целью склонить яковитов к Унии, что, впрочем, вызывало противодействие не только сиро – православных, твёрдо державшихся своего предания, но и властей Османской империи). В 1632 году совершил путешествие в Рим. Там он прожил в течение года и научился бегло говорить по итальянски. Потом вернулся в Сирию, перед этим пообещав католическим прелатам привести в Унию самого антиохийского сиро – православного патриарха.

Что с ним случилось далее, начиная с момента возвращения на родину известно смутно. Вопреки обещаниям, обещалка у него не отросла и патриарха Игнатиуса Хадайата Алаху (умершего в 1639 году) он так в Унию и не обратил.
После смерти патриарха, наш герой стал кричать на всю Ивановскую, что он законный наследник (типа усопший его назначил) и даже принял имя Игнатиус, традиционное для яковитских предстоятелей (в честь св. священномученика Игнатия Богоносца, по преданию первого антиохийского епископа). Но, как было замечено выше, османские власти были, мягко говоря, не в восторге от идеи присоединения их древневосточных христианских подданых к Католической Церкви и не пустили Ахаталлаху в патриаршую резиденцию. После чего самосвят был направлен в Персию, где тогда уже имелась паства Рима, но церковного пастыря у них не было. Но Ахаталлаха, как поётся в песне, шёл на Одессу, а вышел к Херсону. И через 7 лет в 1646 году внезапно объявляется … при дворе коптского папы – патриарха Марка VI в Каире. Из Каира он пишет письмо в Рим в Конгрегацию Пропаганды веры, но не получает ни ответа, ни привета в течении нескольких лет.

А тем временем на другом конце света, в Индии, на Малабарском берегу, разворачиваются события, в коих нашему герою довелось принять деятельное участие и благодаря которым он собственно и вошёл в Анналы истории.  Часть «христиан святого Фомы», возмущённая наглым и хамским поведением португальских властей и католического клира, проводивших политику принуждения к Унии тамошнего христианского сообщества. Происходило жестокое преследование древних местных христианских традиций – на печально известном соборе в городе Диампер под председательством архиепископа Гоа было запрещено богослужение на сирийском языке, объявлен обязательным для всех латиснкий обряд, древние святые вроде свв. Сапора и Прота были посмертно анафематствованы как «несторианские схизматики», старые церковные манускрипты преданы огню как содержащие «несторианскую ересь». Индийские христиане во главе с архидиаконом Томой (бывшем на ножах с португальской администрацией) отправили три посольства – одно к патриарху своей материнской Ассирийской Церкви Востока, второе к патриарху Сиро – яковитской Церкви, третье – к главе Коптской Церкви. Задачей послов из всех трёх миссий было добиться поставления для Малабара епископа. Ассирийский патриарх в те времена скрывался от нашествий иноплеменных в горах Хаккяри и индийцы его не нашли, а вот яковиты с радостью откликнулись на просьбу.

Что же касается коптского патриарха Марка. Он то ли не мог, то ли не хотел посылать в далёкую Индию кого – то из своих иерархов. А тут под руку ему подвернулся наш герой и вроде как вызвался поехать туда, причём как представитель коптского папы. Про то, что он недавно числился «Патриархом Антиохийским и всего Востока» благополучно забылось.
Сказано – сделано. Ахаталла объявился в Индии, в городе Сурат в 1652 году и принялся заводить знакомства с монахами – капуцинами. Но тут к нему проявили интерес португальские власти и инквизиция, что его напугало. Он быстренько сел на голландский корабль и в августе 1652 года оказался в Милапуре, где стал всем говорить, мол мамой клянусь аз есмь Царь Патриарх всея Индии и Китая по имени Игнатиус, посвящённый самим папой, хотя, как мы помним, Конгрегация Пропаганды веры ему на письма из Каира даже не ответила. Португальцы посчитали его самозванцем (что было недалеко от истины) и еретиком (с этим непонятно), арестовали и посадили под надзор иезуитов. Иезуиты в свою очередь отнеслись к нему любезно, не стесняли свободу передвижения и разрешили встретиться с Захарией Черриан Унни (Zacharian Cherrian Unni) и двумя другими представителями клира «христиан святого фомы». На индийских клириков Ахаталла произвёл впечатление, видимо умел талантливо ездить по ушам. Те вернулись домой с письмом от новоявленного «Патриарха».

Историк Стивен Нейл (Stephen Neil) отмечает, что довольно трудно поверить в историю Ахаталлы. Нет оснований утверждать о том, что Римский папа уполномочивал его ехать в Индии и тем более рукополагал в Патриарха. Точно также коптский первосвятитель просто не мог даровать ему право духовной власти в Индии, так как исторически Индия относилась к юрисдикции Рима и Церкви Востока. Но несмотря на всё это, не причин сомневаться в том, что Ахаталла был, по крайней мере, яковитским епископом, обратившимся в католичество.

Исчезновение Ахаталлы и последствия оного.

Появления Ахаталлы обрадовало «христиан святого Фомы», надеявшихся с помощью нового церковного лидера освободиться от власти португальского падроадо, которое со времени собора в Диампере формально контролировало церковную жизнь в Малабаре. Но католические церковники не дремали. Иезуит Маноэль де Лейра предупредил португальские власти об активности новоприбывшего иерарха, и те посадили Ахаталлу на корабль, шедший в Кочин и Гоа. Слыша об этом, архидиакон Тома во главе вооружённой команды отправился в Кочин и потребовал от португальцев встречи с Ахаталлой для рассмотрения его грамот. Португальцы отказались, заявив, что никакой патриарх не может быть назначен в Индию без их позволения, а Ахаталла уже плывёт в Гоа.

Больше об Ахаталле в Индии ничего не было слышно, и  среди индийских христиан распространился слух о гибели его от рук португальцев: по одной версии «Патриарха» утопили в гавани Кочина, по другой сожгли на костре. На самом деле видимо Ахаталла благополучно достиг Гоа, оттуда был отправлен в Рим (через Лиссабон) для решения его дальнейшей судьбы. Рима наш герой так и не достиг -  по пути из Лиисабона в Вечный город он сделал крюк, оказавшись в Париже и там отдал Богу душу в 1655 году.

Однако, вернёмся в Индию. Возмущённые предполагаемой расправой над «патриархом», христиане святого Фомы собрались в церкви Девы Марии в Маттанчери (Mattancherry) и принесли клятву на Кунанском (Coonan) кресте никогда более не подчиняться португальскому духовенству и иезуитам, не принимать от них епископов. Так родилась независимая Сиро – Маланкарская Церковь. Надо сказать, это было первое организованное выступление жителей Азии против европейских колонизаторов.

Индийские церковные диссиденты решили избрать своим епископом Архидиакона Тому. Церемонию рукоположения совершили следующим образом. Анджилимутил Иттитоммен (Anjilimoothil Ittithommen), один из старших по возрасту священников предъявил присутствующим два письма якобы за авторством Ахаталлы, где указывался порядок проведения епископской хиротонии при отсутствии епископа, а именно на рукополагаемого возлагают руки двенадцать священников. Стивен Нейл утверждает, что несомненно эти письма были подложными, делом рук самого Иттитоммена, но авторитет «мученика Ахаталлы» был столь высок и столь же высок был энтузиазм собравшихся, что скептики быстро сдулись. Во время проведения хиротонии таким порядком, кроме того, на голову Томе возложили и письмо Ахататллы. Впоследствии Тома рулил в качестве митрополита Маланкары.
Subscribe
promo logik_logik март 15, 2020 17:37 267
Buy for 20 tokens
Всем день добрый! Мне надоел бездушный, душный ГОРОД. Мне давит грудь тройной стеклопакет. Уехать бы с палаткой на природу, но чтоб санузел был и ИНТЕРНЕТ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments